22:18
Игра как средство мотивации в обучении

Термин геймификация (игрофокация) появился не так давно и часто вызывает недопонимание.

Геймификация  — это процесс использования игрового мышления и динамики игр для вовлечения аудитории и решения задач, превращение чего-либо в игру. [1]

Если сказать просто, геймификация — это  инструмент, позволяющий усилить  мотивацию и вовлеченность.

«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности", - отмечал В.А. Сухомлинский.

Люди изобрели игру очень давно. Кто из нас в детстве не играл? Наше познание окружающего мира, становление как личности  большей частью происходило в процессе игры. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении принуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей. Играя, ребенок относится к учению как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. У него складывается желание и умение учиться. [2]

"Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность — словом, все, что составляет богатство человеческой личности." И. Хейзинга

Что же меняется, когда ребенок взрослеет? Он перестает играть? С абсолютной уверенностью могу утверждать: нет. Только вот игры меняются. Чем занимаются наши дети в свободное время? Они играют в компьютерные игры и общаются в социальных сетях. Совсем недавно в нашей школе в рамках проекта "Интернет - наркотик для современного поколения или информационный рай?" группой учащихся 9 класса был проведен опрос среди школьников. Выяснилось, что общением в социальных сетях увлечены 98% (!) учащихся 6-11 классов, используют Интернет для игр, музыки, видео, общения в соцсетях, чатах и на форумах - 64% учащихся. При этом некоторые подростки "просиживают" в Интернете 8 и более часов ежедневно! И с этим бороться очень трудно. А, может, и не нужно? А что, если это увлечение направить в "нужное русло", то есть в образовательный процесс?

Почему же миллионы людей по всему миру тратят  миллиарды часов каждый месяц, играя в компьютерные игры? Почему компьютерными играми увлечены  не только подростки, но и взрослые, хорошо образованные и  состоявшиеся люди, которые, казалось бы, не должны тратить время на такую  ерунду? Ответ очень прост: потому что эти игры  умело созданы. Они учитывают психологические особенности участников, в их создание вложен  колоссальный  труд и опыт разработчиков.

Хорошо сконструированная игра  -  это многогранный психологический инструмент, способный существенно влиять на нашу мотивацию. А причина очень проста. Игры активизируют выработку дофамина, “гормона удовольствия”, предлагая нам радость  побед. Значит, создавая геймифицированную систему, мы можем превратить процесс выполнения задачи в удовольствие.

А это означает, что и учитель, используя данный метод,  может мотивировать  ученика на изучение, например, математики "с удовольствием".

Любой «серьезный» урок можно превратить в игру. Игра очаровывает, повышает внимание. Сегодня можно и нужно использовать возможности геймификации в образовании.

Игра так или иначе всегда присутствовала в обучении. Так, например, математики всегда старались привнести в свой серьезный и достаточно сложный для понимания предмет элементы игры. Математические эстафеты; викторины; разгадывание кроссвордов и ребусов; конкурсы: "Умницы и умники", "Кто быстрее?", "Соревнование художников", "Математическая рыбалка"; игры: "Волшебная сказка", "Космическое путешествие", "Путешествие в страну математики".

С приходом в нашу жизнь компьютерных технологий игры стали более наглядными, привлекательными, разнообразными. Среди образовательных технологий достойное место заняла проектная технология, которая была по достоинству оценена не только учителями, но и учениками. В ходе проведения в нашей школе тренинга по курсу Intel "Обучение для будущего" в проектную деятельность были вовлечены практически все учителя школы. В результате был создан целый банк ученических проектов по разным предметам и темам. У проектной технологии и образовательной геймификации много общего. В проектах геймификацию можно проследить через темы, формы проектов, задания в игровой форме, постоянной оценке, эффективной обратной связи и наглядности результатов.

Для обучения младших школьников появляется множество компьютерных программ и сервисов. Ученики среднего и старшего звена охотно используют программы-тренажеры и тесты.

Как одной из форм проектно-исследовательской  деятельности стал Web-квест. Образовательный Web-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. [3]

Можно сказать, что проект и геймификация в образовании преследуют одинаковые цели. Не изменяя содержание образования, используя новую форму подачи материала, привлекают наших учеников к обучению, иными словами повышают учебную мотивацию.

В последние годы произошел взрывной рост интереса к играм, заставивший говорить о геймификации как об одном из ключевых трендов образования. Развивающая игровая среда постепенно становится реальным конкурентом традиционным учебным курсам. Продвинутые школы уже сейчас активно используют в работе подобные компоненты.

Но пока игровая педагогика скорее роскошь или эксперимент.[4]

Для внедрения геймификации в образование необходимы, как минимум, два условия: обновление давно устаревшей компьютерной техники и программного обеспечения; подготовка к этому процессу учителей (среди которых есть много противников геймификации). А наши дети давно готовы. Ведь «жизнь – игра, и все, что нужно – лишь знать, как играть».

Литература

1. Википедия [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

2. Роль игры в психическом развитии ребенка. Здоровье и народная медицина. Медицина. Психология. [Электронный ресурс]: http://medic.social/vozrastnaya-psihologiya_783/rol-igryi-psihicheskom-razvitii-39647.html

3.  Образовательные веб-квесты. Быховский Ярослав Семенович. [Электронный ресурс]: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html

4. Игра захватывает школу // Кусочки утопии: нас ждет геймификация образования. [Электронный ресурс]: http://luckyea77.livejournal.com/831284.html

Категория: Методические разработки | Просмотров: 749 | Добавил: учитель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: