22:18 Игра как средство мотивации в обучении |
Термин геймификация (игрофокация) появился не так давно и часто вызывает недопонимание. Геймификация — это процесс использования игрового мышления и динамики игр для вовлечения аудитории и решения задач, превращение чего-либо в игру. [1] Если сказать просто, геймификация — это инструмент, позволяющий усилить мотивацию и вовлеченность. «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности", - отмечал В.А. Сухомлинский. Люди изобрели игру очень давно. Кто из нас в детстве не играл? Наше познание окружающего мира, становление как личности большей частью происходило в процессе игры. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении принуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей. Играя, ребенок относится к учению как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. У него складывается желание и умение учиться. [2] "Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность — словом, все, что составляет богатство человеческой личности." И. Хейзинга Что же меняется, когда ребенок взрослеет? Он перестает играть? С абсолютной уверенностью могу утверждать: нет. Только вот игры меняются. Чем занимаются наши дети в свободное время? Они играют в компьютерные игры и общаются в социальных сетях. Совсем недавно в нашей школе в рамках проекта "Интернет - наркотик для современного поколения или информационный рай?" группой учащихся 9 класса был проведен опрос среди школьников. Выяснилось, что общением в социальных сетях увлечены 98% (!) учащихся 6-11 классов, используют Интернет для игр, музыки, видео, общения в соцсетях, чатах и на форумах - 64% учащихся. При этом некоторые подростки "просиживают" в Интернете 8 и более часов ежедневно! И с этим бороться очень трудно. А, может, и не нужно? А что, если это увлечение направить в "нужное русло", то есть в образовательный процесс? Почему же миллионы людей по всему миру тратят миллиарды часов каждый месяц, играя в компьютерные игры? Почему компьютерными играми увлечены не только подростки, но и взрослые, хорошо образованные и состоявшиеся люди, которые, казалось бы, не должны тратить время на такую ерунду? Ответ очень прост: потому что эти игры умело созданы. Они учитывают психологические особенности участников, в их создание вложен колоссальный труд и опыт разработчиков. Хорошо сконструированная игра - это многогранный психологический инструмент, способный существенно влиять на нашу мотивацию. А причина очень проста. Игры активизируют выработку дофамина, “гормона удовольствия”, предлагая нам радость побед. Значит, создавая геймифицированную систему, мы можем превратить процесс выполнения задачи в удовольствие. А это означает, что и учитель, используя данный метод, может мотивировать ученика на изучение, например, математики "с удовольствием". Любой «серьезный» урок можно превратить в игру. Игра очаровывает, повышает внимание. Сегодня можно и нужно использовать возможности геймификации в образовании. Игра так или иначе всегда присутствовала в обучении. Так, например, математики всегда старались привнести в свой серьезный и достаточно сложный для понимания предмет элементы игры. Математические эстафеты; викторины; разгадывание кроссвордов и ребусов; конкурсы: "Умницы и умники", "Кто быстрее?", "Соревнование художников", "Математическая рыбалка"; игры: "Волшебная сказка", "Космическое путешествие", "Путешествие в страну математики". С приходом в нашу жизнь компьютерных технологий игры стали более наглядными, привлекательными, разнообразными. Среди образовательных технологий достойное место заняла проектная технология, которая была по достоинству оценена не только учителями, но и учениками. В ходе проведения в нашей школе тренинга по курсу Intel "Обучение для будущего" в проектную деятельность были вовлечены практически все учителя школы. В результате был создан целый банк ученических проектов по разным предметам и темам. У проектной технологии и образовательной геймификации много общего. В проектах геймификацию можно проследить через темы, формы проектов, задания в игровой форме, постоянной оценке, эффективной обратной связи и наглядности результатов. Для обучения младших школьников появляется множество компьютерных программ и сервисов. Ученики среднего и старшего звена охотно используют программы-тренажеры и тесты. Как одной из форм проектно-исследовательской деятельности стал Web-квест. Образовательный Web-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. [3] Можно сказать, что проект и геймификация в образовании преследуют одинаковые цели. Не изменяя содержание образования, используя новую форму подачи материала, привлекают наших учеников к обучению, иными словами повышают учебную мотивацию. В последние годы произошел взрывной рост интереса к играм, заставивший говорить о геймификации как об одном из ключевых трендов образования. Развивающая игровая среда постепенно становится реальным конкурентом традиционным учебным курсам. Продвинутые школы уже сейчас активно используют в работе подобные компоненты. Но пока игровая педагогика скорее роскошь или эксперимент.[4] Для внедрения геймификации в образование необходимы, как минимум, два условия: обновление давно устаревшей компьютерной техники и программного обеспечения; подготовка к этому процессу учителей (среди которых есть много противников геймификации). А наши дети давно готовы. Ведь «жизнь – игра, и все, что нужно – лишь знать, как играть». Литература 1. Википедия [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F 2. Роль игры в психическом развитии ребенка. Здоровье и народная медицина. Медицина. Психология. [Электронный ресурс]: http://medic.social/vozrastnaya-psihologiya_783/rol-igryi-psihicheskom-razvitii-39647.html 3. Образовательные веб-квесты. Быховский Ярослав Семенович. [Электронный ресурс]: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html 4. Игра захватывает школу // Кусочки утопии: нас ждет геймификация образования. [Электронный ресурс]: http://luckyea77.livejournal.com/831284.html |
|
Всего комментариев: 0 | |